Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава(ДВНЧС).

image001.gifВ нашу клинику часто обращаются пациенты с жалобами на боль в челюстном суставе, хруст при открывании рта. Эти симптомы являются основными в так называемой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава(ДВНЧС). Однако, многие пациенты даже не догадываются о таких серьезных проявлениях ДВНЧС, как головные боли, мигрени, мышечные спазмы шеи, отек и воспаление уха, асимметрия лица.

Причинами возникновения дисфункции височно-нижнечелюстного сустава у моих пациентов часто являются:

1. Неправильно установленная пломба или коронка, завышающая прикус;
  2. Ранняя потеря зубов, особенно жевательных;
  3. Бруксизм и повышенная стираемость, как следствие стресса;
  4. Травмы.

Но самая распространенная причина, вызывающая нарушение ВНЧС — это нарушение прикуса и некорректное ортодонтическое лечение.

Зубные ряды — это центральный компонент окклюзии. Однако, тип прикуса определяется еще и строением костей, состоянием мышц и ВНЧС. Неровные зубы, нарушение смыкания верхних и нижних зубов — все это ведет к неправильной траектории движения нижней челюсти и, как следствие, проблемам в суставе.

Для постановки правильного диагноза, для выяснения причин патологии конкретного случая, а также для составления правильного плана лечения своим пациентам я назначаю обязательный комплекс диагностических процедур. В первое посещение пациент осматривается и опрашивается, производится пальпация мышц, выполняется рентгенологическое обследование(ОПТГ, ТРГ головы в боковой проекции) с последующим компьютерным анализом.

image006(1).jpg

image008.jpgПри необходимости, назначается МРТ или компьютерная томография. Обязательным, также, является консультации специалистов смежных направлений в стоматологии. Снимаются слепки для изготовления контрольно-диагностических моделей. В следующее посещение производится регистрация прикуса пациента для последующего его переноса на гипсовые модели и анализа их в артикуляторе.

Не все мои пациенты знают для чего нужен артикулятор и можно ли обойтись без него. Артикулятор — это аппарат, который воспроизводит все движения нижней челюсти конкретного пациента. При исследовании гипсовых моделей в артикуляторе возможно выявить причины, которые привели к проблемам в суставе. Очень часто я могу видеть скрытые нарушения, которые трудно обнаружить при осмотре полости рта. На основании полученных данных возможно принять решение об объемах и методах восстановительных процедур: изготовления суставной шины, исправления прикуса, коррекции мостовидных протезов и пр.

Височно-нижнечелюстной сустав — самый сложный сустав человеческого организма, поэтому своим пациентам я советую набраться терпения для получения стабильных долгосрочных результатов. Нередко неточная диагностика приводит к неправильной постановке диагноза и ухудшения ситуации. Вот почему важно не пренебрегать всем комплексом обследований. Проводя лечение ДВНЧС необходимо устранить причины ее возникновения, минимизировать сопутствующие факторы, влияющие на развитие заболевания. Для успешного лечения своих пациентов я привлекаю специалистов различного профиля: стоматолога-терапевта, стоматолога ортопеда, парадонтолога, невропатолога.

Не стоит думать, что проблема разрешится сама собой. Без должного лечения, со временем дисфункция височно-нижнечелюстного сустава будет доставлять пациенту все больше и больше проблем, самоизлечение не наступает. Поэтому своим пациентам я не советую затягивать вопрос диагностики и лечения ДВНЧС.